Русификация консоли в Ubuntu


И все-таки убунту — весьма косячный дистрибутив. В дебиане консоль русская из коробки, а вот в убунте — сплошные кракозябры, от которых даже всем известный костыль console-cyrillic не спасает (из-за usplash). Итак, речь пойдет о настройке поддержки русских букв в консоли (не путать с эмулятором консоли!)

Путем длительного и изнуряющего гугления я установил, что:
1. с этим делом много косяков
2. в этом виноват usplash

Не буду упоминать, как я все это фиксил, расскажу лишь, что у меня сделано на данный момент. Возможно, все проще, чем сделал я — не знаю. Но по-другому _у меня_ не работает. Дистр — Ubuntu 7.10.

Файл /etc/default/console-setup:
ACTIVE_CONSOLES="/dev/tty[1-6]"
CHARMAP="UTF-8"
CODESET="Uni1"
FONTFACE="VGA"
FONTSIZE="16"

Для удобства можно воспользоваться командой «sudo dpkg-reconfigure console-setup», если вы понимаете, что делаете — то руками тоже можно.

Файл /boot/grub/menu.lst:
В самом низу этого файла ищите строки, начинающиеся со слова «kernel». В эту строку дописывайте «vga=XXX», где XXX — код желаемого разрешения экрана. Нужный код можно взять вот тут.

На этом этапе многие сообщают, что у них все заработало. У меня же после этого исчезла консоль. Совсем. Вместо консоли отображался лишь черный экран. Это происходит из-за фреймбуфера (framebuffer), который в убунте работает как-то не так. Чтобы заставить его работать как положено, я сделал следующее:

1. Файл /etc/modprobe.d/blacklist-framebuffer:
Закомментировать строку «blacklist vesafb»

2. Файл /etc/initramfs-tools/modules:
Добавить строки «fbcon» и «vesafb»

3. Выполнить команду «sudo update-initramfs -u -k all»

После этого все заработало, однако, сломался usplash =)) Забавно, не правда ли? Со сплэшэм косяк такой: я указал vga=789, что соответствует разрешению 800×600 — если больше, то буквы очень маленькие, их читать неудобно. Да и зрение у меня плохое. А родное разрешение монитора — 1280×1024, такое же прописано для usplash в файле /etc/usplash.conf. Что бы я там ни писал, все равно splashscreen уезжает вниз-вправо за пределы экрана, так что видно только его маленький кусочек. Я его выключил нафиг: в файле /boot/grub/menu.lst, в той же строке, куда вы прописывали vga, нужно удалить слово «splash». В принципе, это небольшая потеря =) Благо теперь основная масса строк влезает в экран и не переносится на новую строку, да и шрифт приятный — так что процесс загрузки выглядит вполне симпатично. Воображаю матрицу =))

P.S. Многие пользователи обходятся без фреймбуфера, просто выключая сплэш. Я же пытался получить консоль вместе со сплэшем, что у меня не получилось из-за вышеописанной проблемы. Однако, есть сообщения, что этим способом можно убить обоих зайцев. Быть может, это из-за железа (у меня nvidia с проприетарными дровами).

P.P.S. Короче, все сложно =) Вернулся к console-cyrillic. Побороть splash можно, выполнив команду echo cyr >> ~/.bash_profile

  • Trackback are closed
  • Комментарии (0)
  1. хм… ужос =)))

    насчёт консоли — а без VESA чтоль не пашет? Я вот некоторое время эксперементировал на предмет нужналь мне большая графическая консоль иль хватит и простой текстовой, всёж остановился на «чистом» варианте.

    Модульное ядро у меня тож почему-то не прежилось, сейчас только один модуль — дрова на видео, т.к. они постиавляются отдельно и вкомпиливать их типа нельзя.

  2. После всего вышеописанного у меня как были коркозяблы, так и остались. Зато проблема решилась после замены в файле /etc/default/console-setup параметра
    CODESET=”Uni1″
    на
    CODESET=”CyrAsia″
    Больше никаких телодвижений и не понадобилось. Система Ubuntu 7.10.

  3. 2 LG.BALUKATION Насколько мне известно, нужно либо включать фреймбуфер, либо выключать usplash, поскольку последний что-то портит, перебивая настройки. Однако, у меня без фреймбуфера ничего не получилось.

    2 Serg Жесть! У меня совершенно обратная ситуация =))) Причем все кириллические codeset’ы я перепробовал еще давно. И они не работали…

  4. судя по вашей переписке, Убунта жжот =)))

    • angrycore
    • 10.12.2007

    Пора валить обратно на дебиан…

  5. Это не косяки убунты, это особенности релиз-цикла. Сколько людям не говори, что полгода для релиза не хватит, всё одно: федориногоре да убунта. Сусевцы вон уже поняли, чем дело кончится…

    В тему: 7.10 вышел на редкость косяковым, вы зайдите на forum.ubuntu.ru. Столько воплей я давно не слышал.

    В дебиане с этим действительно нет проблем (по крайней мере с вуди, которого застал лично). На ноуте в консоли я что-то намудрил при апдейте, и там тоже сначала вываливаются французско-греческая мешанина. Помогает команда cyr, и после этого всё становится на места. Console-cyrillic установлен и работает, локаль — кои8 (да, я любитель старины :-))

  6. Да, я придерживаюсь такого же мнения.
    А на forum.ubuntu.ru воплей всегда будет много, имхо. Потому что известность и, *гм*, простота убунты обращает на себя внимание перебежчиков, которые не отличаются особым усердием, к сожалению… С ужасом отметил для себя, что многие из них вообще не умеют пользоваться поиском и строить поисковые запросы 😥

  7. У debian русский не совсем из коробки. Дело в том, что в процессе установки debian реконфигурит console-setup и спрашивает у вас настройки локали, а Ubuntu Destop пропускает этот этап в графической установке (в Aternate не пропускает).

    Но это не проблема, реконфигуре можно сделать руками:
    sudo dpkg-reconfigure console-setup
    и в ребут

    PS: удалите console-cyrillic, если он установлен, т.к. он запускается после console-setup и заменяет всё своими настройками.

    • 1471
    • 25.03.2008

    убунта рулит!!!!!
    (но не работает) !(**)

    • komandnate
    • 08.10.2008

    Вообщем команда sudo dpkg-reconfigure console-setup помогла на половину. Методом тыка удалось без отключения splash добиться корректного отображения русских символов — например в меню. НО печатать русские буквы напроч отказывается. Видимо нужно разбираться с раскладкой.

    • komandnate
    • 12.10.2008

    Вообщем у меня все решилось очень просто — sudo dpkg-reconfigure console-setup, при этом нужно выбрать русское и winkey, а вот переключатель клавиатуры выбрал caps (при ctrl+shift — нифига не работает), далее на трех вкладках подряд от всего отказался, кодировка utf-8, console font — cyrillic — я выбрал non Slavic, но наверное можно и koi-8r, font for the console — TerminusBoldVGA — все работает дистр Ubuntu 7.10

    • alexander.s.titov
    • 27.10.2008

    -sudo dpkg-reconfigure console-setup
    первое окно выбор «железа клавиатуры» для меня: a4tech KBS-8
    второе окно выбор клавиатуры для меня Russia
    3-e — выбор раскладки для меня Russia
    4-е — извещение о том что надо выбрать комбинацию клавиш
    5-е — выбор комбинации для переключения раскладки Alt-SHIFT
    6-e — нет временного переключателя (первая строчка)
    обе клавиши LOGO
    правая Alt
    правая Logo
    левая Alt
    левая Logo
    7-e — если нет правой AltGr подберите замену
    8-е — подберите «Составную клавишу» нет составной клавиши (первая строка)
    правая Alt
    правая Control
    правая Logo
    Клавиша Menu
    левая Logo
    Caps lock
    9-e — кодировка в консоли у меня UTF-8 (вторая снизу)
    10е — если не используете экранный буфер выберете набор знаков начинающийся с точки: для меня третья строчка снизу (.комбинированный — латинский, славянский, иврит, арабский)
    11е — рассказывает о возможности выбрать шрифты в VGA режиме
    12е — отрубили эл-во сцуки
    12 е- выбрать тип отрисовки VGA или Fixed у меня VGA
    13e — размер шрифта я выбрал 14
    14е — сколько консолей используется /dev/tty[1-6]
    дальше все грузиться с кириллицей без всяких проблем

    • txm
    • 10.12.2008

    огромное спасибо за внятное объяснение. действительно встало на 8.10 сервер

Обсуждение закрыто.